Приёмная: 0 (533) 9-34-24 Зам. Директора старшей школы 0 (533) 9-54-65 Зам. Директора младшей школы 0 (533) 8-19-09


Устав школы
УТВЕРЖДАЮ
Глава Государственной
администрации г. Тирасполя
_____________В.И. Костырко
«____»______________2007 г.
 
 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
УСТАВ
 
Муниципального общеобразовательного учреждения
 «Тираспольская средняя школа № 9»
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
г. Тирасполь
2007г.
1. Общие положения
 
1.1. Муниципальное общеобразовательное учреждение «Тираспольская средняя школа № 9»  (далее - Учреждение) создано  в 1946 г. приказом № 177 от 02.09.1946г. по Тираспольскому ГОРОНО  (далее - Учредитель) в целях реализации права граждан на образование, гарантии общедоступности и бесплатности начального общего, основного общего, среднего полного общего образования.
            1.2. В своей деятельности Учреждение руководствуется Конституцией Приднестровской Молдавской Республикой, Законом Приднестровской Молдавской Республики «Об образовании», Типовым положением об образовательной организации общего образования, правилами и нормами охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты, а также настоящим Уставом и локальными правовыми актами Школы.
            1.3. Учреждение филиалов и представительств не имеет.
1.4.  Учреждение является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, расчетный, валютный и другие счета в банковских и иных кредитных учреждениях. Учреждение вправе заключать договоры, приобретать имущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Учреждение имеет печать установленного образца, штамп и бланки со своим наименованием.
1.5.  Отношения между Учреждением и Учредителем определяются договором между ними, заключаемым в соответствии с законодательством ПМР. Отношения Учреждения с обучающимися и их родителями (лицами, их заменяющими) регулируются настоящим Уставом.
1.6.  Права юридического лица у Учреждения в части ведения финансово-хозяйственной деятельности, направленной на подготовку образовательного процесса, возникают с момента регистрации Учреждения.
            1.7.  Право на ведение образовательной деятельности и льготы, установленные законодательством ПМР, возникают у Учреждения с момента выдачи ему лицензии.
1.8. Права на выдачу выпускникам документа государственного образца о соответствующем уровне образования, на пользование печатью с изображением Государственного герба ПМР, на включение в схему централизованного государственного финансирования возникают у Учреждения с момента государственной аккредитации, подтвержденной свидетельством о государственной аккредитации. Учреждение проходит государственную аккредитацию в соответствии с Законом ПМР «Об образовании».
 1.9.  Медицинское обслуживание обучающихся в Учреждении обеспечивается медицинским персоналом, закрепленным управлением здравоохранения. Учреждение предоставляет помещение с соответствующими условиями для работы медицинского персонала.
1.10.  Организация питания в Учреждении осуществляется организациями общественного питания или любыми другими организациями по договору между Учреждением и данной организацией. Учреждение выделяет специальное помещение для организации питания учащихся.
1.11.  В Учреждении не допускается создание и деятельность организационных структур политических партий, общественно-политических и религиозных движений и организаций.
1.12. Учреждение может вступать в педагогические, научные и иные республиканские и международные объединения, принимать участие в работе конгрессов, конференций и т.д. Имеет право на осуществление обмена делегациями учащихся и педагогов на безвалютной основе.
1.13. Местонахождение (юридический адрес) Учреждения: г. Тирасполь, ул. К.Маркса, 109, тел. 9-34-24.
 
2. Основные задачи Учреждения
 
2.1. Основными задачами Учреждения является создание условий:
а) гарантирующих охрану и укрепление здоровья обучающихся;
б) для развития личности, ее самореализации и самоопределения;
в) для формирования у обучающихся современного уровня знаний;
г) для воспитания гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;
 д) для осознанного выбора профессии.
2.2. Для реализации основных задач Учреждение имеет право:
а)  самостоятельно разрабатывать, принимать и реализовывать образовательную программу с учетом требований государственных образовательных стандартов;
б)  самостоятельно разрабатывать и утверждать годовой учебный план, годовой календарный учебный график и расписание занятий;
в)  выбирать формы, средства и методы обучения и воспитания, учебные пособия и учебники;
 г)  выбирать систему оценок, форму, порядок и периодичность промежуточной аттестации обучающихся;
                д)  реализовывать дополнительные образовательные программы и оказывать дополнительные образовательные услуги, в том числе и платные, за пределами основных образовательных программ;
е)  привлекать дополнительные финансовые источники, в том числе и валютные средства, за счет предоставления платных образовательных услуг, добровольных пожертвований и целевых взносов физических  и юридических лиц, в том числе иностранных граждан;
ж)  по согласованию с Учредителем арендовать и сдавать в аренду объекты собственности;
з)  оказывать посреднические услуги, приобретать акции, облигации и иные ценные бумаги и получать от них доход;
и) вести предпринимательскую деятельность, разрешенную законодательства ПМР;
          К предпринимательской деятельности Учреждения относятся:
1) сдача в аренду основных фондов и имущества Учреждения;
2) оказание посреднических услуг;
3) долевое участие в не образовательной деятельности других организаций (в том числе образовательных);
4) ведение приносящих доход иных не реализационных операций, непосредственно не связанных с собственным производством предусмотренных уставом продукции, работ, услуг и с их реализацией.
к) устанавливать прямые связи с иностранными предприятиями, учреждениями, организациями;
л) осуществлять внешнеэкономическую деятельность и иметь валютные счета в банковских и других кредитных организациях, в порядке, установленном законодательством ПМР.
 
3. Образовательный процесс
 
3.1. Учреждение, исходя из государственной гарантии прав граждан на получение бесплатного среднего (полного) общего образования осуществляет образовательный процесс  в соответствии с уровнями общеобразовательных программ трех ступеней общего образования:
I ступень - начальное общее образование (нормальный срок освоения - 4 года);
 II  ступень - основное общее образование (нормальный срок освоения - 5-6 лет);
 III   ступень - среднее (полное) общее образование (нормальный  срок освоения – 2-3 года).
3.1.1.  Задачами начального общего образования является воспитание и развитие обучающихся, овладение ими чтением, письмом, счетом, основными умениями и навыками учебной деятельности, элементами теоретического мышления, простейшими навыками самоконтроля учебных действий, культурой поведения и речи, основами личной гигиены и здорового образа жизни.
Начальное образование является базой для получения основного общего образования.
3.1.2.  Задачей основного общего образования является создание условий для воспитания, становления и формировании личности обучающегося, его склонностей, интересов и способностей к социальному самоопределению.
Основное общее образование является базой для получения среднего (полного) общего образования, начального и среднего профессионального образования.
3.1.3.  Задачами среднего (полного) общего образования являются развитие интереса к познанию и творческих способностей обучающегося, формирование навыков самостоятельной учебной деятельности на основе дифференциации обучения. В дополнение к обязательным предметам вводятся предметы по выбору самих обучающихся, в целях реализации интересов, способностей и возможностей личности.
Среднее (полное) общее образование является основой для получения начального профессионального, среднего профессионального (по сокращенным ускоренным программам) и высшего профессионального образования.
Исходя из запросов обучающихся и их родителей (лицами, их заменяющими), при наличии соответствующих условий в общеобразовательном учреждении может быть введено обучение по различным профилям и направлениям, в дополнение к обязательным предметам вводятся предметы для организации обучения по выбору самих обучающихся, направленные на реализацию интересов, способностей и возможностей личности.                             
3.2.  Содержание общего образования определяется программами, разрабатываемыми, принимаемыми и реализуемыми Учреждением самостоятельно на основе государственных образовательных стандартов и примерных образовательных учебных программ, курсов, дисциплин. Количество часов, отведенных на преподавание отдельных дисциплин, не может быть меньше количества часов, опре­деленных на изучение этих дисциплин государственным примерным учебным планом.                                                               
3.3.  Для осуществления образовательного процесса Учреждение разрабатывает и утверждает годовой учебный план, годовой календарный учебный график и расписание учебных занятий.
Годовой учебный план создается образовательным учреждением самостоятельно на основе государственного базисного учебного плана. Учебные нагрузки учащихся определяются на основе рекомендаций органов здравоохранения.
3.4. Обучение и воспитание в Учреждении ведутся на русском языке.
3.5.  Военная подготовка в Учреждении может проводиться только на факультативной основе с согласия обучающихся и (или) их родителей (лиц, их заменяющих) за счет средств и силами заинтересованного ведомства.
3.6.  Освоение образовательных программ основного общего, среднего (полного) общего образования завершается обязательной итоговой аттестацией выпускников.
Педагогический совет Учреждения имеет право на принятие решения о промежуточной аттестации учащихся и проведении переводных экзаменов в 5-8-х и 10-х классах. Сроки проведения, порядок и форма аттестации утверждаются решением педагогического совета Учреждения и доводятся до сведения учащихся и их родителей не позднее апреля текущего года.
3.7.  Обучающиеся, освоившие в полном объеме образовательные программы, переводятся в следующий класс.
Обучающиеся, имеющие по итогам учебного года академическую задолженность по одному предмету, могут быть решением педагогического совета Учреждения переведены в следующий класс условно.
Ответственность за ликвидацию ими академической задолженности в течение следующего учебного года возлагается на их родителей (лиц, их заменяющих).
3.8.  Обучающиеся на ступени начального общего и основного общего образования, не освоившие программу учебного года и имеющие академическую задолженность по двум и более предметам, по усмотрению их родителей (лиц, их заменяющих) оставляются на повторное обучение, переводятся в классы компенсирующего обучения или продолжают обучение в форме семейного образования.
3.9. Обучающиеся, не освоившие образовательную программу предыдущего уровня, не допускаются к обучению на следующей ступени общего образования.
3.10. Учреждение оказывает помощь родителям в создании  условий для получения их детьми среднего (полного) общего образования в форме семейного образования, самообразования или экстерна.
            3.11.  Порядок организации получения образования в семье определяется примерным Положением о получении образования в семье, утвержденное органом государственной власти и управления, в  ведении  которого  находятся вопросы  образования.
            3.12. Порядок организации получения общего образования в форме экстерната определяется  Положением о получении общего образования в форме экстерната, утвержденным  органом государственной власти и управления, в  ведении  которого  находятся вопросы  образования.
1.3.13. Учреждение обеспечивает занятия на дому с учащимися в соответствии с медицинским заключением о состоянии здоровья. В соответствии с инструкциями органа государственной власти и управления, в  ведении  которого  находятся вопросы  образования, выделяется количество учебных часов в неделю, составляется расписание, приказом  определяется персональный состав педагогов, ведется журнал проведенных занятий. Родители (лица, их заменяющие) обязаны создать условия для проведения занятий на дому.
3.14. Учебный год в учреждении, как правило, начинается 1 сентября. Продолжительность учебного года на первой, второй и третьей ступенях общего образования составляет не менее 34 недель без учета государственной (итоговой аттестации), в первом классе — 33 недели.
Продолжительность каникул в течение учебного года устанавливается органом исполнительном власти, в ведении которого находятся вопросы образования. Для обучающихся в первых классах устанавливаются дополнительные недельные каникулы.
3.15. Содержание общего образования в Учреждении определяется образовательной программой, разрабатываемой и реализуемой Учреждением самостоятельно на основе государственных образовательных стандартов и примерных (типовых) образовательных учебных программ, курсов, дисциплин.
            3.16. Организация образовательного процесса в Учреждении регламентируется учебным планом (разбивкой содержания образовательной программы по учебным курсам, по дисциплинам и по годам обучения) и расписаниями занятий, разрабатываемыми и утверждаемыми Учреждением самостоятельно, а также годовым календарным учебным графиком.
            3.17. При этом:
- учреждение работает по графику согласованному с учредителем (или уполномоченным им органом);
- продолжительность урока устанавливается согласно нормативно-правовым актам, а также по согласованию с учредителем (или уполномоченным им органом);
- расписание занятий должно предусматривать перерыв достаточной продолжительности для питания обучающихся;
- в учебном плане учреждения количество часов, отведенных на преподавание отдельных предметов, не может быть меньше количества часов, определенных государственным базисным учебно-развивающим планом;
- учебные нагрузки обучающихся не должны превышать установленных норм;
- обучение по индивидуальным учебным планам осуществляется в установленном порядке с учетом заявлений граждан.
3.18.  Количество классов и групп продленного дня в Учреждении определяется потребностью населения, зависит от санитарных норм и условий для осуществления образовательного процесса. Наполняемость классов и групп продленного дня устанавливается в соответствии с государственными нормативами.
3.17. При проведении занятий по иностранному языку в 5-11-х классах и трудовому обучению в 5-11-х классах, физической культуре в 10–11-х классах, по информатике и вычислительной технике, допускается деление класса на две группы при наполняемости не менее 20 человек.
3.18. С учетом интересов родителей (лиц, их заменяющих) по согласованию с Учредителем Учреждение может открыть классы коррекционно-развивающего обучения. Направление обучающихся в эти классы осуществляется только с согласия родителей (лиц, их заменяющих) на основании заключения психолого-медико-педагогической консультации.
3.19. Дисциплина в Учреждении поддерживается на основе уважения человеческого достоинства учащихся, педагогов. Применение методов физического и психического насилия по отношению к учащимся не допускается.
3.20. Учреждение может предоставлять платные  дополнительные образовательные услуги не в рамках и не взамен программ, финансируемых из бюджета.
3.21. Учреждение несет в установленном законодательством ПМР порядке ответственность за:
1) невыполнение функций, отнесенных к компетенции Учреждения;
2) реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом и графиком учебного процесса, качество образования своих выпускников;
3) жизнь и здоровье учащихся и работников Учреждения во время образовательного процесса;
4) нарушение прав и свобод учащихся и работников Учреждения.
 
4. Участники образовательного процесса
 
4.1. Участниками образовательного процесса являются ученики, их родители (лица, их заменяющие), учителя и все другие работники Учреждения.
4.2. В 1-й класс Учреждения принимаются все дети, достигшие возраста 7 лет. Минимальный возраст поступления в первый класс – 6 лет и 6 месяцев (по состоянию на 1 сентября года поступления) при отсутствии противопоказаний по состоянию здоровья.
В первую очередь приему подлежат дети, проживающие на данной территории. Территория (дома) закрепляется за Учреждением ежегодным приказом вышестоящей организации.
Во вторую очередь, дети, старшие братья или сестры которых учатся в других классах этого Учреждения.
Детям, не проживающим на данной территории, может быть отказано в приеме только при отсутствии свободных мест. «Свободными» являются места в классах, имеющих наполняемость менее 25 учащихся.
4.3. Зачисление учащихся в Учреждение оформляется приказом директора. Для зачисления в Учреждение родители (лица, их заменяющие) представляют следующие документы:
- заявление родителей (лиц, их заменяющих) на имя руководителя Учреждения;
- копия «Свидетельства о рождении» (заверяется директором Учреждения);
- медицинская карта ребенка, в которой имеется заключение медиков о возможности обучения в массовой школе;
- карта развития ребенка (для детей, посещавших дошкольные организации образования);
- документ, подтверждающий место жительства ребенка.
4.4. Прием обучающихся во 2-9, 11 классы осуществляется при предоставлении следующих документов:  
- Заявление на имя директора Учреждения.
- Дневник с годовыми оценками, заверенный печатью Учреждения.
- Выписка текущих оценок по всем предметам, заверенная печатью Учреждения. (при переходе в течение учебного года).
- Личное дело ученика.
- Медицинская карта ученика.
4.5. Для поступления в 10 класс учащихся, обучавшихся в данном Учреждении, необходимы следующие документы:
- Заявление на имя руководителя Учреждения.  
- Аттестат об окончании 9-ти классов.  
Для учащихся, пришедших из других школ, добавляются:  
- Личное дело ученика.  
    - Медицинская карта.
4.6. При приеме в Учреждение обучающийся, его родители (лица, их заменяющие) должны быть ознакомлены с его Уставом и другими документами, регламентирующими учебно-воспитательный процесс.
4.7. Обучающиеся в Учреждении имеют право на:
а) получение бесплатного общего (начального общего, основного общего, среднего (полного) общего) образования в соответствии с государственными образовательными стандартами;
б) выбор  формы получения образования;
в) обучение по индивидуальным учебным планам и ускоренный курс обучения;  
г) бесплатное пользование библиотечным фондом;  
д) получение дополнительных (в том числе платных) образовательных услуг;  
е) участие в управлении Учреждением, право избирать и быть избранными в Совет Учреждения;  
  ж) уважение человеческого достоинства, свободу совести и информации, свободное выражение своих взглядов и убеждений;  
  з) свободное посещение мероприятий, не предусмотренных учебным планом;  
  и) добровольное привлечение к труду, не предусмотренному образовательной программой;  
к) добровольное вступление в любые общественные организации;  
  л) перевод в другие учебные учреждения соответствующего типа в случае закрытия Учреждения;  
м) защиту от применения методов физического и психического насилия;  
н) условия обучения, гарантирующие охрану и укрепление здоровья.  
4.8. Обучающиеся в Учреждении обязаны:  
а) выполнять Устав Учреждения;  
б) добросовестно учиться;  
в) бережно относиться к имуществу Учреждения;  
г) уважать честь и достоинство других обучающихся и работников;  
д) выполнять требования работников Учреждения в части, отнесенной Уставом и правилами внутреннего трудового распорядка к их компетенции.  
4.9. Учащимся Учреждения запрещается:  
а) приносить, передавать или использовать оружие, спиртные напитки, табачные изделия, токсические и наркотические вещества;  
б) использовать любые средства и вещества, могущие привести к взрывам и пожарам;  
в) применять физическую силу для выяснения отношений, запугивания и вымогательства;  
г) производить любые действия, влекущие за собой опасные последствия для окружающих.
4.10. Другие обязанности обучающихся определяются приказами директора Уч­реждения и, прежде всего, приказом «По технике безопасности».   
4.11. Обучающиеся могут быть отчислены из Учреждения:  
-  по заявлению родителей (лиц, их заменяющих) в исключительных случаях по достижении 15-летнего возраста для получения образования в учебных  учреждениях других ведомств или для устройства на работу;  
-  по достижению возраста 18 лет.  
4.12. Обучающиеся могут быть исключены из Учреждения:  
-  по решению органа управления общеобразовательного учреждения за совершение противоправных действий;  
-  за грубые и неоднократные нарушения устава Учреждения допускается в качестве крайней меры педагогического воздействия исключение из Учреждения обучающихся, достигших 14 лет, по решению комиссии по делам несовершеннолетних администрации г.Тирасполь.
4.13. Учреждение обязано в 3-дневный срок проинформировать органы местного самоуправления об исключении обучающихся из этого  учреждения. Органы местного самоуправления совместно с родителями (лицами, их заменяющими) лица, исключенного из общеобразовательного учреждения, в месячный срок принимают меры, обеспечивающие его трудоустройство или продолжение обучения в другом общеобразовательном учреждении. Решение об исключении детей-сирот и детей, ставшихся без попечения родителей (лиц, их заменяющих), принимается с согласия органов опеки и попечительства.
4.14. Родители (лица, их заменяющие) имеют право:                
а) выбирать формы обучения и образовательные учреждения.
б) защищать законные права и интересы ребенка.
Для этого необходимо обратиться с письменным заявлением к директору Уч­реждения, который обязан в установленный законом срок (не позднее чем через 3 дня) дать письменный ответ.
Родители имеют право подать заявление о несогласии с выставленной оценкой не позднее чем через три дня после выставления оценки обучающемуся.  
В случае конфликта между родителем и учителем по поводу объективности вы­ставленной оценки приказом директора создается независимая комиссия специалистов-предметников (с привлечением методиста), которая проверяет знания ученика и выставляет соответствующую оценку.
в) присутствовать на педагогических советах и принимать участие в обсуждении в случае, когда разбирается вопрос об успеваемости и поведении их ребенка.
г) участвовать в управлении Учреждением, т. е. избирать и быть избранным в  совет. Принимать участие и выражать свое мнение на общешкольных и классных родительских собраниях.
д) при обучении ребенка в семье, на любом этапе обучения продолжить его образование в Учреждении.
е) знакомиться с ходом и содержанием образовательного процесса, с оценками успеваемости обучающегося;  посещать уроки учителей в классе, где обучается ребенок, с разрешения директора Учреждения и согласия учителя, ведущего урок; с оценками успеваемости учащегося родителя знакомит классный руководи­тель в письменной или устной форме.
ж) знакомиться с Уставом Учреждения, лицензией на право ведения образователь­ной деятельности, свидетельством о государственной аккредитации Учреждения.
з) посещать Учреждение и беседовать с педагогами после окончания у них последнего урока.
и) вносить добровольные пожертвования и целевые взносы для развития Учреж­дения.
к) принимать решение о необходимости охраны Учреждения и вносить добро­вольные взносы на ее содержание.
л) принимать решение на общем родительском собрании об обращении в госу­дарственную аттестационную службу о направлении рекламации на качество обра­зования, данного Учреждением.
     4.15. Родители (лица, их заменяющие) обязаны нести ответственность за:
а) воспитание своих детей и получение ими основного общего образования;
б) ликвидацию обучающимся академической задолженности в течение учебного года в случае его перевода в следующий класс «условно»;
в) выполнение Устава Учреждения;
г) посещение проводимых школой родительских собраний;
д) небрежное отношение обучающегося к государственной собственности.
       4.16. Педагогические работники принимаются в Учреждение на работу в соответствии со статьями действующего Трудового кодекса РФ. При приеме на работу представить следующие документы:
       - Заявление о приеме на работу.
      - Паспорт (с указанием места жительства).
      - Диплом об образовании.
 - Трудовая книжка.
     - Медицинская справка об отсутствии противопоказаний для работы учителем (воспитателем).
4.17. При приеме на работу администрация Учреждения знакомит принимаемо­го на работу учителя под расписку со следующими документами:            
-  Коллективным договором;                                   
-  Уставом образовательного учреждения;                                
-   Правилами внутреннего трудового распорядка;                       
-  Должностными инструкциями;                                   
- Приказом об охране труда и соблюдении правил техники безопасности;     
-  Другими документами, характерными для данного Учреждения.       
4.18.  Педагогические работники обязаны:                                
а) удовлетворять требованиям соответствующих педагогических характеристик;
б) выполнять Устав Учреждения и Правила внутреннего трудового распорядка;
в) поддерживать дисциплину в Учреждении на основе уважения человеческого достоинства обучающихся. Применение методов физического и психического наси­лия по отношению к обучающимся не допускается;
      г) принимать участие в разборе конфликтов по письменному заявлению родителей или других лиц;
д) проходить периодически по приказу руководителя Учреждения бесплатные медицинские обследования.
4.19.  Педагогические работники имеют право на:
а) Участие в управлении Учреждением:
-  принимать участие в работе педагогического совета;
- обсуждать и принимать Правила внутреннего трудового распорядка;
- обсуждать и принимать решения на общем собрании трудового коллектива.
б) Защиту своей профессиональной чести и достоинства.
в) Свободу выбора и использования методик обучения и воспитания, учебных пособий и материалов, учебников, методов оценки знаний обучающихся.      
г) Повышение своей квалификации.                                 
   д) Аттестацию на добровольной основе на любую квалификационную катего­рию.
   е) Проведение дисциплинарного расследования нарушений норм профессиональ­ного поведения или Устава Учреждения только по жалобе, поданной в письменном виде, копия которой передана объекту жалобы.
4.20.  Трудовые отношения с работниками Учреждения, помимо оснований пре­кращения трудового договора по инициативе администрации, предусмотренного статьями действующего Трудового кодекса ПМР, могут быть прерваны по инициативе администрации в случаях: 
а) Применения, в том числе однократного, методов воспитания, связанных с фи­зическим и (или) психическим насилием над личностью обучающегося, воспитан­ника.
б) Появления на работе в состоянии алкогольного, наркотического или токсиче­ского опьянения.
5. Управление Учреждением
       5.1. В исключительной компетенции Учредителя (или уполномоченного им органа)  находится решение следующих вопросов:
а) утверждение Устава Учреждения, изменений и дополнений к нему;
б) определение приоритетных направлений деятельности Учреждения, принципов формирования и использования ее имущества;
в) контроль за сохранностью и эффективным использованием имущества и земельных участков, закрепленных учредителем за Учреждением, экспертная оценка последствий сдачи в аренду этого имущества, предшествующая заключению договора аренды;
г) утверждение годового отчета и годового бухгалтерского баланса;
д) утверждение финансового плана Учреждения и внесение в него изменений;
е) создание филиалов и открытие представительств некоммерческой организации;
ж) участие в других организациях;
з) реорганизация и ликвидация Учреждения.
2.Учредитель имеет право:
а)  участвовать в управлении деятельностью Учреждения;
б) получать полную информацию, отчеты о финансово - хозяйственной и иной деятельности Учреждения;
в) премировать работников Учреждения из собственных фондов.
5.2. Учредитель обязан:
а) передать в оперативное управление Учреждения здания (помещения) с необходимым оборудованием, земельным участком;
б) финансировать Учреждение на основе действующих нормативных и законодательных актов;
в) приостанавливать предпринимательскую деятельность Учреждения, если она осуществляется в нарушении действующего законодательства, до решения вопроса в установленном законом порядке.
5.3. Управление Учреждением осуществляется в соответствии с законодательством Приднестровской Молдавской Республики на основе демократичности, открытости, профессионализма, самоуправления.
5.4. Формами самоуправления Учреждения являются:
- Совет Учреждения;
- Педагогический совет Учреждения;
- Родительский комитет Учреждения;
- Общее собрание трудового коллектива Учреждения;
- Попечительский совет Учреждения;
- органы ученического самоуправления;
- другие органы самоуправления.
5.5. Вмешательство в деятельность Учреждения политических, религиозных, общественных организаций не допускается.
5.6. Общее руководство Школы как образовательным учреждением осуществляет Совет Учреждения, избираемый на 2 года и состоящий из представителей обучающихся, их родителей (лиц, их заменяющих) и педагогических работников Учреждения. Представители с правом решающего голоса избираются в совет Учреждения открытым голосованием на собрании обучающихся II и III ступеней Учреждения, родительском собрании, Педагогическом Совете Учреждения по равной квоте по 5 человек от каждой из перечисленных категорий.
5.7. В своей деятельности Совет руководствуется Конституцией ПМР, законами ПМР «Об образовании», «О правах ребенка»,  Положением «О Совете образовательного учреждения», Уставом и действующим законодательством.
5.8. К компетенции Совета относятся:
-  избрание Председателя Совета Учреждения;
-  защита прав и интересов участников образовательного процесса;
-  принятие программ, планов перспективного развития и локальных правовых актов Учреждения;
- привлечение средств для формирования фонда внебюджетных средств, фонда материального стимулирования участников образовательного процесса и осуществления контроля за их исполнением;
- принятие решения об исключении обучающегося из Учреждения;
- образование экзаменационной комиссии в случае несогласия обучающегося, его родителей (лиц, их заменяющих) с годовой оценкой;
- рассмотрение перечня дополнительных платных образовательных услуг, оказываемых Учреждением в соответствии с действующим законодательством ПМР;
- вносит предложения учредителю по улучшению финансово- хозяйственной деятельности Учреждения;
- рассмотрение мероприятий, направленных на совершенствование деятельности Учреждения;
- рассмотрение и принятие локальных актов Учреждения, отнесенных к компетенции Совета;
            - заслушивание отчетов администрации и органов самоуправления Учреждения;
            - образование конфликтных комиссий для решения проблемных ситуаций, возникающих между участниками образовательного процесса.
5.9. Заседания Совета Учреждения правомочны, если на них присутствует не менее половины состава. Решения считаются принятыми Советом, если за них проголосовало 2/3 от количества присутствующих.
5.10. Решения Совета оформляются протоколами. Протоколы подписываются Председателем Совета и в установленные сроки сдаются в архив.
5.11. Председатель Совета избирается из состава Совета сроком на 1 год, при условии, если за него проголосовало 2/3 членов Совета, присутствующих на заседании.
5.12. Председатель Совета руководит работой Совета, проводит заседания и подписывает решения.
5.13. Направление и содержание деятельности Совета определяется, исходя из специфики Учреждения, и строится на основе плана работы Совета. План работы Совета утверждается на первом заседании Совета.
5.14. Совет проводит свои заседания не реже  1 раза в квартал. Внеочередные заседания проводятся по требованию 1/3 его состава, собрания обучающихся II и III степеней, родительского собрания, педагогического совета Учреждения, директора Учреждения.
5.15. В целях развития и совершенствования учебно-воспитательного процесса, повышения профессионального мастерства и творческого роста учителей и воспитателей в Учреждении действует педагогический совет – коллегиальный орган, объединяющий педагогических работников Учреждения.
5.16. Педагогический Совет:
- принимает программу развития и образовательную программу Учреждения;
- обсуждает вопросы содержания, форм и методов образовательного процесса, планирования образовательной деятельности Учреждения;
- рассматривает вопросы повышения квалификации и переподготовки кадров;
- рассматривает вопросы организации дополнительных услуг;
- организует выявление, обобщение, распространение, внедрение педагогического опыта;
- принимает решения о проведении в данном календарном году промежуточной аттестации в форме экзаменов или зачетов;
- принимает решение о переводе обучающегося в следующий класс, условном переводе в следующий класс, а также (по согласованию с родителями (лицами, их заменяющими) обучающегося) о его оставлении на повторное обучение в том же классе, переводе в классы компенсирующего обучения или продолжении обучения в форме семейного образования;
- принимает решение о награждении выпускников Учреждения золотой и серебряной медалями «За особые успехи в учении» и похвальной грамотой «За особые успехи в изучении отдельных предметов»;
- обсуждает годовой календарный учебный график;
- делегирует представителей педагогического коллектива в Совет Учреждения;
- рассматривает вопросы, связанные с модернизацией образовательной системы Учреждения.
5.17. Педагогический совет Учреждения созывается директором по мере необходимости, но не реже 4 раз в год. Внеочередные заседания педагогического совета могут проводиться по требованию не менее одной трети педагогических работников Учреждения.
5.18. Решение педагогического совета Учреждения является правомочным, если на его заседании присутствовало не менее двух третей педагогических работников Учреждения и если за него проголосовало более половины присутствовавших педагогов.
5.19. Процедура голосования определяется педагогическим советом Учреждения.
5.20. Решения педагогического совета реализуются приказами директора Учреждения.
5.21. Решение, принятое в пределах компетенции педагогического Совета и не противоречащее законодательству, является обязательным.
5.22. Общее собрание Учреждения собирается по мере необходимости, но не реже 1 раза в год.
5.23. Инициатором созыва общего собрания может быть учредитель, директор Учреждения, совет Учреждения, первичная профсоюзная организация или не менее одной трети работников Учреждения, а также – в период забастовки – орган, возглавляющий забастовку работников Учреждения.
5.24. Общее собрание Учреждения вправе принимать решения, если на нем присутствует более половины работников. По вопросу объявления забастовки общее собрание Учреждения считается правомочным, если на нем присутствовало не менее двух третей от общего числа работников.
5.25. Решение общего собрания Учреждения считается принятым, если за него проголосовало не менее половины работников, присутствующих на собрании.
5.26. Процедура голосования определяется Общим собранием работников Учреждения.
5.27. Общее собрание Учреждения:
- принимает правила внутреннего распорядка Учреждения;
- избирает представителей работников в комиссию по трудовым спорам Учреждения;
- определяет тайным голосованием первичную профсоюзную организацию, которой поручается формирование представительного органа на переговорах с работодателем при заключении коллективного договора, если ни одна из первичных профсоюзных организаций не объединяет более половины работников Учреждения;
- принимает коллективные требования к работодателю;
- принимает решение об объявлении забастовки.
5.28. Попечительский совет Учреждения является добровольным объединением,  включающим как физических, так и юридических лиц. Он может быть создан для содействия финансированию Учреждения и оказанию ему организационной, консультативной и другой помощи.
5.29. По решению общего собрания попечителей и с соблюдением законодательства о некоммерческих организациях попечительский совет Учреждения может быть зарегистрирован в качестве некоммерческой организации с правами юридического лица.
5.30. Попечительский совет участвует в управлении Учреждением путем принятия обязательных для Учреждения решений по использованию передаваемых ей средств и имущества благотворительного фонда.
5.31. Непосредственное управление Учреждением осуществляет прошедший соответствующую аттестацию директор, назначенный учредителем (или уполномоченным им органом).
5.32. Должностные обязанности директора Учреждения не могут исполняться по совместительству.
5.33. Директор действует на основе единоначалия, решает все вопросы деятельности Учреждения, не входящие в компетенцию органов самоуправления Учреждения и учредителя (или уполномоченного им органа).
5.34. В частности, директор Учреждения без доверенности:
- действует от имени Учреждения, представляет ее интересы в различных организациях, государственных и муниципальных органах;
- заключает договоры, в том числе трудовые, выдает доверенности;
издает приказы и распоряжения, обязательные для всех работников и обучающихся Учреждения;
- утверждает структуру Учреждения и штатное расписание, графики работы и расписание занятий;
- распределяет обязанности между работниками Учреждения, утверждает должностные инструкции;
- принимает решения о поощрении и наказании работников и учащихся Учреждения;
- распределяет в порядке, определенном законодательством о труде, об оплате труда работников бюджетной сферы, учебную нагрузку, устанавливает ставки и должностные оклады работников, в том числе надбавки и доплаты к должностным окладам;
- решает вопросы, связанные с оперативным и стратегическим управлением образовательной системой Учреждения.
5.35. Совмещение должности директора Учреждения с другими руководящими должностями (кроме научного и научно-методического руководства) внутри или вне Учреждения не допускается.
5.36. Комплектование штата работников Учреждения осуществляется на основе трудовых договоров. В случаях, предусмотренных трудовым законодательством, могут заключаться срочные трудовые договоры. По решению совета Учреждения отдельные должности педагогических работников Учреждения могут замещаться по конкурсу.
5.37. Заработная плата и должностной оклад работнику Учреждения выплачиваются за выполнение им функциональных обязанностей и работ, предусмотренных трудовым договором. Выполнение работником Учреждения других работ и обязанностей оплачивается по дополнительному договору, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Приднестровской Молдавской Республики.
5.38. Максимально допустимая учебная нагрузка педагогического работника Учреждения не должна превышать установленную норму часов.
6. Финансово-хозяйственная деятельность
6.1. Учреждение финансируется по нормативам на одного учащегося, установ­ленным в бюджете на основании договора между Учреждением и Учредителем. 
6.2. Источниками формирования имущества и финансовых средств Учреждения являются:
-  средства, получаемые от Учредителя;                                  
-  внебюджетные средства;
- имущество, переданное Учреждению на праве оперативного управления;
- добровольные пожертвования родителей, других физических и юридических.)
-  доход от платных образовательных услуг;
-  доход, полученный от реализации продукции и услуг;
- прибыль от предпринимательской деятельности;
- кредиты банков и иных организаций;
-  проценты по депозитам, акциям, ценным бумагам;
- средства, полученные в качестве аренды.
6.3. Учреждение самостоятельно осуществляет финансово-хозяйственную дея­тельность. Оно имеет самостоятельный баланс и расчетный счет, в том числе валют­ный, в банковских и иных кредитных организациях.
6.4. Учреждение является собственником финансовых и материальных средств, полученных за счет своих доходов, а также имущества, приобретенного за счет своих доходов, и средств, переданных в форме дара физическими и юридическими лица­ми, и использует их по своему усмотрению. Материальные и финансовые средства Учреждения изъятию не подлежат.
6.5. Не использованные в текущем году финансовые средства не могут быть изъ­яты или зачтены Учредителем в объем финансирования будущего года.
     6.6. Учреждение имеет право оказывать платные дополнительные образователь­ные услуги в соответствии с полученной лицензией.
Порядок оказания платных дополнительных образовательных услуг:        
- Платные образовательные услуги не могут быть оказаны вместо образователь­ной деятельности, финансируемой за счет средств бюджета.
- Потребность в платных образовательных услугах определяется путем анкетирования учащихся и родителей.
- Учреждение получает лицензию на дополнительные платные услуги.
- Учреждением составляется и утверждается смета.
- Учреждением разрабатывается Положение о платных услугах и должностные инструкции для тех, кто их оказывает.                                     
- Заключаются договоры с родителями. Форма договора утверждается попечительским советом Учреждения.
- Директором Учреждения издается приказ по Учреждению об организации  платных дополнительных образовательных услуг.                         
- Родители оплачивают услуги через отделение Сбербанка, предъявляя в Учреждение  квитанции об оплате. Сбор наличных средств в Учреждении запрещается.
- Учреждение имеет право привлекать сторонние организации, имеющие лицен­зии на образовательную деятельность, для оказания платных дополнительных образовательных услуг.
6.7. Учреждение устанавливает работникам ставки заработной платы (должностные оклады) на основе Единой тарифной сетки и на основании решения аттестационной комиссии; определяет виды и размеры надбавок, доплат в пределах выделяемых  средств, а также штатное расписание.                                   
6.8. Учреждение вправе за счет собственных средств и внебюджетных источников выплачивать стипендии учащимся. Размеры, условия и порядок выплаты стипендий определяются Положением о стипендиях.
6.9. Учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами и имуществом, не находящимся в оперативном управлении.                             
6.10. Учреждение и закрепленные за ним на правах оперативного управления объекты приватизации не подлежат.
7. Регламентация деятельности
7.1. Деятельность Учреждения регламентируется следующими видами локальных актов:
- Правила для учащихся.
   - Правила внутреннего трудового распорядка.
   -  Положение о промежуточной аттестации и переводе учащихся.
   -  Инструкции по правилам техники безопасности и охраны труда.
   - Должностные инструкции для работников Учреждения.
   -  Приказы директора Учреждения.
7.2. При необходимости регламентации деятельности Учреждения иными локальными актами, не перечисленными в статье 7.1. настоящего Устава, они полежат регистрации в качестве дополнений к Уставу.
    
 8. Порядок внесения изменений и дополнений в устав
 
8.1. Изменения и дополнения в настоящий Устав вносятся после их утверждения Учредителем и регистрируются в установленном законом порядке.
9. Реорганизация и ликвидация Учреждения
            9.1. Деятельность учреждения может быть прекращена путем реорганизации или ликвидации.
           9.2. Учреждение может быть реорганизована в иную образовательную организацию по решению учредителя, если это не влечет за собой нарушения обязательств Учреждения или если учредитель принимает эти обязательства на себя.
            9.3. При реорганизации Учреждения (слиянии, присоединении, разделении, выделении, преобразовании) ее устав, лицензия и свидетельство о государственной аккредитации утрачивают силу.
           9.4. Ликвидация Учреждения может осуществляться:
- по решению учредителя;
- по решению суда в случае осуществления деятельности без надлежащего разрешения, либо деятельности, запрещенной законом, либо деятельности, не соответствующей ее уставным целям.
- по инициативе Совета Учреждения.
           9.5. При реорганизации или ликвидации Учреждения, осуществляемых, как правило, по окончании учебного года, учредитель берет на себя ответственность за перевод обучающихся в другие образовательные учреждения по согласованию с родителями (лицами, их заменяющими) обучающихся.
           9.6. Ликвидация Учреждения осуществляется ликвидационной комиссией, назначаемой учредителем в порядке, установленном Законом.
           9.7. В случае если ликвидация Учреждения может вызвать социальные и иные последствия, затрагивающие интересы населения территории, то она должна согласовываться с соответствующими органами государственной власти и управления образования.
            9.8. При ликвидации Учреждения денежные средства и иное имущество, находящееся во владении, пользовании и распоряжении Учреждения, за вычетом платежей по покрытию обязательств, направляется на цели развития образования муниципальной образовательной системы г. Тирасполь.
            9.9. При ликвидации Учреждения ее документы (управленческие, финансово-хозяйственные, по личному составу обучающихся и работников и другие) в установленном порядке сдаются на государственное хранение в архив, а при реорганизации передаются правопреемнику.
           9.10. Учреждение считается ликвидированной с момента внесения об этом записи в Единый государственный реестр юридических лиц.